Городские храмы и святые овители

В 1493 году Сочовки (Здесь и далее название города (села) в соответствии с рассматриваемым временем) стали дворцовым селом. Упоминание летописцем слова «село» означает наличие в поселении православной церкви, местоположение и название которой, по-видимому, утрачены навсегда.

К началу XVIII века в селе была одна деревянная церковь, построенная еще в XVII веке и освященная во имя Николая Чудотворца. Попробуем мысленно перенестись на три столетия назад и тихонько войдем в эту церковь. На стенах серебряные и позолоченные образа Божия Милосердия, Пресвятой Богородицы Одигитрии, лик Пророка, образ Николая Чудотворца с житием, с венцом серебряным позолоченным, образ святого мученика Георгия с таким же венцом. В киотах образа Всемилостивого Спаса и святой мученицы Парасковии и еще десять икон. В глубине храма деревянные царские ворота. На престоле образ Пресвятой Богородицы Знамения. Рядом Евангелие печатное, обрамленное в позолоченное серебро. Кресты в окладе серебряном и медное паникадило. Тихо проследуем за священником Лукой Ифиным и увидим старинные печатные книги апостолов Петра и Павла. Простившись со вторым священником Александром Корниловым, выйдем из церкви. И в это время зазвенит колокольная песня. Это дьячок Ефимко ударил в колокола, самый большой из которых весом в одиннадцать пудов (1).

Шли годы. Дворцовое село Сычовки разрасталось, крепло экономически, что не могло быть незамеченным, и в 1776 году Указом Императрицы Екатерины II Сычовкам был присвоен статус уездного города Смоленского наместничества. Но до этого радостного дня для Сычовок было еще одно, не менее радостное событие. Годом ранее, в 1775 году, было закончено строительство и произведено освящение каменного соборного храма во имя Вознесения Господня. При соборе было два придела - во имя Николая Чудотворца и великомученика Феодора Стратилата. Высоко взметнулись в небо соборные купола, видимые за многие версты. Собор был трехъярусный. Второй и третий ярусы в плане восьмиугольники. Третий ярус - восьмиугольный барабан, - уменьшаясь в площади, венчается небольшим куполом, окруженным четырьмя главками. Благодаря высоким узким окнам, расположенным в каждой из сторон восьмиугольных ярусов, достигалось хорошее верхнее освещение храма. Уравновешивает композицию огромная пятиярусная колокольня.

Если въезжали в Сычовки по улице Ржевской (ныне улица Б. Пролетарская), Вознесенский храм представал во всей своей красе, и, без преувеличения, он был величественен, и не только в масштабах уездного города. Нынешний спортзал у городского сада (один из бывших приделов) - все, что осталось от храма. Первым настоятелем соборной церкви был протоиерей Семеон Успенский. В храме с ним служили священники Исидор Емельянов и Семеон Иванов, умерший 4 сентября 1783 года. Кроме священников, в соборе служили два дьякона, четыре дьячка и четыре пономаря (2).

В том же 1775 году было создано Сычевское духовное правление, возглавляемое протоиереем Семеоном Успенским. Спустя 15 лет после освящения храма из Москвы была доставлена одна из главных реликвий собора - сделанное по заказу Евангелие. Богато украшенное напрестольное Евангелие было длиной 1 аршин с вершком (75,5 см) и шириною 12 вершков (53,3 см). Все оно было обложено серебром с позолотою. Одного серебра было 21 фунт 15 золотников (8,664 кг). Все же Евангелие весило 2 пуда 10 фунтов (36,857 кг) (3).

К 1807 году приход соборной Вознесенской церкви составлял 581 двор (с некоторыми окрестными деревнями), 3094 души мужского пола и 3360 душ женского пола (4). С августа 1807 года настоятелем храма становится благочинный протоиерей Никита Канакотин, возглавивший и Сычевское духовное правление, в состав которого входили священники соборной церкви Евграф Срединский и Василий Соколов.

Жизнь духовная тесно связана с жизнью мирской, являясь неотъемлемой ее частью, со всеми радостями и огорчениями. Были огорчения и в жизни храма. В апреле 1807 года протоиерей соборной церкви Семеон Успенский обращается в Сычевское полицейское правление с жалобой на дьячка Андрея Васильева, «...на черезмерное пьянство и устройство беспорядка в церкви... за что взять его под стражу до выяснения вопроса о краже из церкви вещей...» (5).

В середине 1830-х годов в соборной Вознесенской церкви служили священники Иосиф Никитович Канакотин (умер в 1850 г.), Иоанн Нечаев (1810-1869 гг.), Всеволод Алексеевич Белявский, Петр Афонский, дьяконы Алексей Стриганов, Мите-рий Кудрявцев, дьячок Николай Смирягин, пономари Иоанн Строганов, Георгий Пискунов, Стефан Сергиевский (6). В эти годы настоятелем храма был протоиерей Василий Соколов.

В городе Сычевке священник Иоанн Нечаев до самой смерти жил в своем собственном доме по улице Артемовской (ныне улица Крыленко). Похоронен на сычевском городском кладбище.

В середине 40-х годов XIX века настоятелем соборной церкви становится священник Петр Афонский, 1809 года рождения. В 1847 году Петр Васильевич Афонский был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным города Сычевки и уезда. Он же возглавил и Сычевское духовное правление, оставаясь во главе его до середины 1860-х годов. За заслуги перед русской православной церковью и Отечеством Петр Афонский был награждай скуфьею (1844 г.), камилавкою (1851 г.), наперстным золотым крестом (1856 г.), орденом Св. Анны III степени (1863 г.) (7). Известно, что в городе Сычевке протоиерей Петр Афонский проживал в своем собственном деревянном доме на каменном фундаменте по улице Лосминской (ныне улица Ломоносова).

В этот же период в соборной церкви служил священник Парфений Навроцкий, который со своей семьей проживал по улице Зубцовской (ныне улица Станционное шоссе). В 1849 году о. Парфений скоропостижно умер, оставив четырех малолетних детей.

В 1875 году возводится в сан протоиерея и становится городским благочинным настоятель соборной церкви 51-летний (1824 года рождения) Михаил Николаевич Соколов, окончивший духовную семинарию в 1843 году. В 1875 году он награждается орденом Св. Анны III степени (8). Позже Соколов был награжден орденом Св. Анны II степени. До 1886 года протоиерей М.Н. Соколов служил городским благочинным, а затем по состоянию здоровья был переведен в село Высокое. О. Михаил пользовался необычайным авторитетом и уважением у прихожан. 13 июля 1889 года на 66 году жизни М.Н. Соколов умер в селе Высокое. 12 прихожан села Ахтырки 25 верст из села Высокое несли на руках тело с гробом любимого священника. Он был похоронен в селе Ахтырки, где когда-то служил.

В середине 1880-х годов настоятелем соборной церкви становится благочинный Василий Крапухин, 1835 года рождения. Окончил Смоленскую духовную семинарию в 1857 году. В соборной церкви служил с 1861 года (9). В 1873 году он возведен в сан протоиерея Вознесенской соборной церкви.

Перемещенный из Сычевской Благовещенской церкви Тимофей Федорович Чернавский, 1843 года рождения, был из семьи священника. В 1863 году он окончил Смоленскую духовную семинарию, по окончании которой был в должности надзирателя-репетитора в Смоленском духовном училище. Затем законоучителем в Вяземском духовном уездном училище. С 1870 года - священник Сычевской Благовещенской церкви. За усердную службу по ведомству Министерства народного просвещения высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьею в 1880 году, а в 1885 году - бархатной фиолетовой камилавкою.

В 1880-х годах в храме служил священник Василий Иоан-нович Афонский.

Нередки были пожертвования прихожан, граждан Сычевки и других городов, на храм. В 1886 году церковный староста купец Синягин И.А. на устройство сторожки при соборной церкви пожертвовал более 1000 рублей.

Знаменательное событие в жизни соборной церкви и города Сычевки произошло в 1889 году. 15 июля псаломщик Павел Капустин был награжден Государем Императором золотой медалью с надписью «за усерд1е» на Аннинской ленте для ношения на шее. Так была отмечена его 50-летняя беззаветная служба церкви Божией.

С 1899 года в Сычевской соборной церкви служил священник Симеон Иоаннович Крапухин. Отец Симеон родился в 1875 году в семье священника. В 1896 году окончил курс Смоленской духовной семинарии. За заслуги перед русской православной церковью и Отечеством о. Симеон был награжден набедренником (1901г.), бархатной фиолетовой скуфьею (1907 г.), Святой Библией (1910 г.), медалью в память участия в деятельности Общества Красного Креста во время русско-японской войны, медалью 300-летия царствования Дома Романовых (1912 г.), орденом Св. Анны III степени (1912 г.) и камилавкою (1913 г.) (10).

С 1899 года в соборной Вознесенской церкви служил городской благочинный протоиерей Алексей Иванович Мирмиков - магистр богословия (11). А уже в следующем году настоятелем Вознесенского собора становится протоиерей Иоанн Васильевич Соколов. Иоанн Соколов родился в 1862 году в семье псаломщика села Хмелита. Окончил курс Смоленской духовной семинарии в 1883 году и был назначен священником села Коробец Ельнинского уезда. С 1888 года - священник Петропавловской церкви города Смоленска, затем законоучитель в 3-м городском Смоленском училище. В 1897 году Иоанн переводится в Тихвинскую кладбищенскую церковь города Смоленска и спустя три года - в Сычевку.

В 1930-е годы соборный храм был закрыт, а затем разрушен.

Еще в начале XIX века приход соборной церкви был очень велик - более 6 тысяч прихожан. Всех верующих, особенно в престольные праздники, разместить в храме не было возможности. С каждым годом число прихожан возрастало. Вопрос о необходимости строительства в городе Сычевках еще одной православной церкви стоял очень остро, так как к началу XIX века, кроме соборной церкви да кладбищенской, больше церквей не было. В начале июня 1823 года Сычевское духовное правление получило долгожданный Указ Государя Императора за № 955 от 31 мая о строительстве в г. Сычевках каменной Благовещенской церкви (12). В тот же год началось строительство храма, для которого использовался местный кирпич с завода купца Козьмы Рагутина. Однако строительство церкви, освященной во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, сильно затянулось. Как писали «Смоленские губернские ведомости» в 1846 году, «...и до сего времени (церковь. - Примеч. авт.) до конца не отделана» (13). К этому времени был полностью закончен только один придел - Богоявления. Во втором приделе - святителя Мит-рофана - отделочные работы не были завершены. Тем не менее служба в храме проводилась. В данном церковном комплексе было ярко выражено проникновение классицизма в культовую архитектуру. Подтверждение тому - классический портик, колонны, полуколонны, пилястры, украшающие церковь, и трехъярусная колокольня, придающая ансамблю праздничную торжественность.

Первым настоятелем храма был священник Петр Афонский (14), которого сменил священник Василий Прокопиев. В 50-х годах XIX века настоятелем храма становится священник Лаврентий Медведков. С 1889 года в храме Благовещения служил священник Петр Иванович Смирягин, 1866 года рождения. Он в 1886 году окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1916 году был возведен в протоиерейский сан.

Награждался набедренником, скуфьею, камилавкою и напер-стным крестом (15). Последним настоятелем (в дореволюционный период) храма Благовещения Пресвятой Богородицы был священник Николай Крапухин. Вместе с ним в церкви служил священник Петр Иванович Протопопов, 1868 года рождения. В 1913 году дьякон Петр Протопопов был рукоположен в сан священника Благовещенской церкви. За заслуги он был награжден серебряной медалью в память царствования Государя Императора Александра III и бронзовой медалью в 1897 году за участие в переписи населения.

Только в ноябре 1994 года был создан приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, для чего приобретенное каменное здание по улице Пушкина было переоборудовано под молитвенный дом. 16 мая 1998 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил в молитвенном доме Божественную литургию. В 1999-2000 годах были проведены раскопки руин старого Благовещенского храма, уничтоженного в годы Великой Отечественной войны. С лета 2000 года стараниями благочинного протоиерея о. Анатолия Чайкина начались работы по строительству нового храма с использованием части фундамента храма XIX века. С 2004 года в новом храме стала проводиться служба. В том же году храм был освящен.

Безусловно, необычайный художественный интерес представляет храм, который размещался на улице Гоголя (бывшая Б. Вяземская), построенный в так называемом «неорусском» стиле. Речь идет о храме, освященном в 1903 году во имя святых Космы и Дамиана. В народе эту церковь называли Синя-гинской по фамилии сычевских купцов братьев Синягиных - Аркадия, Александра, Ивана и Николая.

В 1900 году в Петербурге умер один из богатейших сычевских купцов Василий Кузьмич Синягин. Согласно его завещанию, в Сычевке должен быть выстроен новый храм на оставляемые им средства. Свои средства предоставили и братья Синягины, и в 1900 году по проекту архитектора Парлан-да началось строительство храма. Возведение церкви велось не только приезжими, но и сычевскими мастерами.

Для неорусского архитектурного стиля характерно сочетание элементов древнерусского и византийского зодчества. Открытая кирпичная кладка без последующего оштукатуривания, позолоченные купол и главка, которыми был увенчан храм, - все это придавало церкви монументальную торжественность, горделивость и величие и не могло не вызывать восхищения. За свою красоту и красный цвет церковь еще называли Красная. Служил в церкви Космы и Дамиана священник Григорий Иоаннович Доронин, окончивший Смоленскую духовную семинарию в 1899 году. Отец Григорий перешел в этот храм из Сычевской Благовещенской церкви. В 1910 году он был награжден набедренником (16).

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты использовали эту церковь как место арестованных СД (тюрьма СД). При отступлении немецко-фашистских войск в марте 1943 года храм святых Космы и Дамиана был взорван.

В 1940 году из-за ветхости была разобрана кладбищенская одноэтажная церковь на каменном фундаменте во имя Рождества Богородицы. Эта церковь была построена на средства горожан и в конце XVIII века размещалась на Ржевском тракте, недалеко от кладбища. Со временем кладбище расширилось, приблизившись к церковным стенам. У этих стен находили последний приют крестьяне и солдаты, мещане и купцы, священники и дворяне.

На месте нынешнего здания местной администрации до начала 1950-х годов стоял храм во имя Николая Чудотворца. По решению Смоленского исполнительного комитета храм был закрыт, а затем разрушен. Это была одна из поздних построек сычевских храмов по так называемому «утвержденному» проекту, который не претендует на оригинальность. Каменное здание церкви с одним куполом. Колокольня «уступила место» небольшой звоннице. После разрушения этого храма кирпич вручную прихожанами переносился на новое место - далеко за реку Вазузу, на земли, где с 1903 года по 1917 год находилась женская община. Строительство нового храма велось на месте бывшего трапезного храма общины под руководством протоиерея Виктора (Никольского). 1 января 1961 года храм был освящен. В настоящее время храм действующий. В храме хранится Святой Антиминс, освященный в 1888 году архиепископом Смоленским и Дорогобужским Нестором (Метаниевым) для Сычевского Казанского мужского монастыря. В приход этой церкви в 1958 году святейшим патриархом Алексием I была пожертвована икона Казанской Божией Матери, которая вместе с иконой Животворящей Троицы была похищена в 1994 году.

В один из дней сычевский мещанин Андрей Григорьевич Боушев встретился с купеческим сыном из Тульской губернии города Епифани Дмитрием Гавриловичем Суровым. Вскоре, став близкими друзьями, они решают вместе посетить святые места Палестины и Святую Афонскую гору. Достигнув святых мест, они приняли постриг в рясофорные монахи, получив имена: Антоний - Боушев и Михаил - Суров. Михаил задумал построить на свои средства монастырь в России. Антоний предложил выбрать местом для строительства город Сычевку. Старцы Святой горы одобрили этот замысел и благословили их иконою Казанской Богоматери, которую друзья забрали с собой.

Д. Суров (Михаил) получил от отца наследство в 12 тысяч рублей и лесную дачу в Воронежской губернии в 211 десятин, оцененную в 25 тысяч рублей. Все эти деньги были пожертвованы для строительства монастыря.

Прибыв в Сычевку, Михаил и Антоний получили разрешение на строительство от городских властей. Для этой цели им было пожертвовано 38 десятин земли в 1 версте от города, на правом высоком берегу реки Вазузы. В 1863 году были построены деревянный дом с домовою церковью, освященной во имя Архистратига Михаила, небольшой деревянный дом для богомольцев и скотный дворик. В 1864 году Сычевский Казанский заштатный монастырь был учрежден указом Святейшего Синода. К этому времени в монастыре было около 30 послушников. Для богослужения из Вяземского и Колочского монастырей было вызвано по одному иеромонаху.

В 1865 году камердинер Высочайшего Двора Тимофей Афанасьевич Хренов на собственные деньги начал строительство каменного собора. Первым управляющим монастырем был иеромонах Паисий (до 1866 года), затем игумен Иоиль (1866-1870 гг.) и иеромонах Гервасий (с 1870 г. до своей смерти в 1874 году). С 1874 года настоятелем монастыря был иеромонах Никандр (Никита Федорович Боушев), в последующем священноигумен. О. Никандр приложил много старания для процветания монастыря: он расширил братский корпус, перестроил скотный двор, развел фруктовый сад, построил двухэтажный каменный странноприемный дом для богомольцев. В 1876 году было закончено строительство каменного монастырского трехпрестольного собора. Главный престол - во имя Казанской Божией Матери, южный - во имя преподобного о. Сергия Радонежского и северный - во имя святителя и Чудотворца Николая. В июле 1876 года храм был освящен. Государыня Императрица Мария Александровна (супруга Александра II) пожертвовала в новый храм резной дубовый иконостас со всеми иконами (17).

В 1879 году было начато строительство второго двухпре-стольного храма. Возведение храма было закончено в 1888 году. Главный престол - во имя Федоровской Божией Матери, а второй престол - во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Для монастырской колокольни игуменом Никан-дром был приобретен колокол весом в 214 пудов. В том же году он открыл церковноприходскую школу и построил для школы новое здание.

С 1896 года настоятелем монастыря стал игумен Александр (в миру Николай Шахов, из петербургских купцов). Указом Святейшего Синода число монахов для монастыря определено не было. Монастырь мог иметь братии столько, сколько сможет содержать по своим средствам.

А где же основатели монастыря? Андрей Григорьевич Боушев - иеромонах Антоний - перешел в Юхновский монастырь. Дмитрий Гаврилович Суров - о. Михаил - до конца своей жизни остался послушником в Сычевском монастыре.

8 июля (ст. ст.), в празднование иконы Казанской Божией Матери, собиралось более 1000 богомольцев, которые совершали крестный ход вокруг обители.

На берегу реки Вазузы, вблизи деревни Забелино, среди огородных участков, есть место, поросшее кустарником и бурьяном. В этом месте до сих пор лежат массивные каменные глыбы - все, что осталось от Казанского монастыря. В годы Великой Отечественной войны он был разрушен, как и многие, многие храмы.

Если въезжать в город Сычевку со стороны Вязьмы, еще издали бросается в глаза серебристый купол с вызолоченным крестом, вознесшийся к небу. Вознесся храм из забвения, и вместе с ним вознесутся наши духовность и вера.

И ВНОВЬ ЗАЗВОНЯТ КОЛОКОЛА

Духовность, святость, нравственность, вера - понятия, без которых немыслима старая матушка Россия. С именем Господа рождались люди, с его именем взрослели, трудились, шли в бой с неприятелями и умирали с именем Господа на устах. Вера придавала путнику силы, крестьянину - терпение, воину - отвагу, мужество, стойкость. Немыслима Россия и без звона многоголосых колоколов, радующих своими разливами с высоких звонниц. Трудно себе представить истинное лицо нашей родины без устремившихся ввысь золоченых куполов святых православных храмов. Но помутился у людей разум, и создаваемое веками на века было почти полностью уничтожено: храмы закрывались, а затем и уничтожались. А ведь храм - это не только религия. Православный храм - это и архитектурный памятник, и кладезь искусства живописи, и источник культуры и просвещения. Все можно сломать, но, уничтожив святые храмы, станешь ли умнее, богаче духовно?

Еще немногим более ста лет назад, в 1897 году, в Сычевском уезде насчитывалось 56 православных церквей. Многие храмы исчезли навсегда, так как даже вновь выстроенная церковь не повторит первозданного вида храма прошлого. Как бы хотелось рассказать обо всех, даже маленьких деревянных сельских церквушках, но время безжалостно не только по отношению к ним, но и к памяти о них, не сохранив достаточных сведений. И все же я попытаюсь рассказать о храмах Сычевского уезда.

Самые древние храмы из известных были построены еще задолго до образования Сычевского уезда и относятся к XVI веку. Еще до середины 50-х годов XX века на берегу Днепра стояло село с двойным названием - Покров-Курошь. Ранее же село называлось Куроши. В этом селе в 1550 году был возведен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По названию храма к названию села стали добавлять слово «Покров». В конце XVIII века это село принадлежало графу Никите Ивановичу Панину, а затем его брату Петру Ивановичу. В 30-е годы XIX века в храме Покрова служил священник Иоанн Абрютин.

На левом берегу реки Яблони, в трех километрах от деревни Никитье, расположилась небольшая деревушка с названием Покровское. Эта небольшая деревушка некогда была большим селом, в котором еще в 1550 году был построен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, называемый в народе Богородицким. Название же село получило по слову «Покров». Храм обновлялся, ремонтировался, но время безжалостно - все стареет, ветшает. В XVIII веке в селе был построен новый храм во имя святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Известно, что в 1820-е годы настоятелем храма был священник Конакотин, а село Покровское было вотчиной Ивана и Анны Тулубьевых (1). В 30-е годы XIX века настоятелем храма был священник Иакинф Феодо-ров. В середине XIX века в селе проживали 60 душ мужского пола, а село принадлежало майору Ивану Васильевичу Ковалевскому. В селе при храме была открыта церковноприходская школа. В 1884 году в ней учились 36 мальчиков и 3 девочки.

К древним храмам начала XVII века относится деревянная церковь в селе Безобразово когда-то Сычевского уезда, в последующем Тумановского, а ныне Гагаринского района. В середине 60-х годов XX века село прекратило свое существование, но память о том, что более четырех веков назад, в 1600 году, здесь был построен храм, жива. В XVIII веке в селе Безобразово была построена новая церковь во имя святого пророка Ильи. В 30-40-е годы XIX века в этой церкви служил священник Алексий Диаконов (Дьяконов) (2). В начале XIX века селом Безобразово владели майор Евграф Гринев и гвардии прапорщик Петр Ковалев.

В живописном месте на левом берегу Днепра расположилось нынешнее село Нахимовское, ранее имевшее название Волочек. Здесь еще в первой половине XVII века возвышался храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Передаваясь по наследству, продаваясь и покупаясь по частям, меняясь, село Волочек в 1764 году становится собственностью Семена Мануиловича Нахимова. Именно на средства СМ. Нахимова в 1770 году в селе вместо обветшавшего древнего храма был построен новый - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В начале XIX века в данном храме служил священник Григорий Пашин. В 30-40-е годы XIX века настоятелем этой церкви был священник Петр Соколов.

Рядом с нынешним селом Нахимовским есть небольшая деревня с названием Малышеве Свое название деревня получила от фамилии помещика Малышева, купившего сельцо у Андрея Михайловича Нахимова. До покупки же сельцо называлось Михайловское, где в середине XIX века проживали 15 душ мужского пола (3). Но и это название не изначальное. Ранее сельцо называлось Введенское по названию деревянного храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоящего здесь еще в начале XVII века. Следовательно, и название сельца Введенское также не начальное. До построения здесь храма, в XVI веке, название деревни было другим. Но каким? Увы, этого выяснить пока не удалось.

К древним сычевским селам относится и село Мольгино, что в 10 километрах западнее районного центра Новодугино. В этом селе еще в 1621 году на средства прихожан был построен деревянный храм во имя Преображения Господня (4). В 1750-х годах настоятелем этого храма был священник Иоанн Стефанов, которого сменил священник Иоанн Савин. В конце XVIII века селом владел граф Н.И. Панин. В 1820 году на небольшой возвышенности взамен древней церкви был построен каменный храм в стиле зрелого классицизма с тем же названием, который сохранился до наших дней. В 30-40-е годы XIX века в сельской церкви служили священник Василий Иванович Изгородин, священник Евдоким Мартынович Ковалев, дьякон Илья Афанасьев, дьячки Василий Егоров и Михаил Семенов, а также пономарь Иван Изгородин (5). В этот период в селе проживали более 250 крестьян. В 1884 году прихожанами церкви был пожертвован колокол весом в 84,5 пуда, стоимостью в 1369 рублей 32 копейки.

Одной из вотчин графов Паниных было и село Слизнево, расположенное на высоком правом берегу реки Вазузы, в двух километрах от автодороги Вязьма - Сычевка. И в этом селе стояла деревянная церковь, построенная в 1660 году и освященная во имя святого великомученика Победоносца и Чудотворца Георгия. Достоверных данных о том, сохранилась ли именно эта церковь или позднее был построен новый храм с тем же названием, нет, но служба в сельской церкви продолжалась до начала XX века. В 20-е годы XIX века настоятелем храма был священник Симеон Стефанов, которого в 30-е годы сменил священник Павел Егорович Соколов (6). В 40-е годы настоятелем Слизневского храма был священник Филипп Борисов. В это время в селе Слизнево проживали 110 душ мужского пола. С 1878 года в Слизневском храме служил священник Василий Городский. 11 ноября 1884 года на 55-м году жизни священник о. Василий умер.

Это село было в Сычевском уезде, затем в Вяземском районе, а ныне его и вовсе нет. Исчезло, как и сотни других. Как только не называли это село: и Василево, и Василевка. Исторически же это село называлось Васильевское. В 1680 году здесь был построен храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1830-е годы в храме Благовещения служил священник Василий Соколовский, а в 1840-е годы настоятелем храма был священник Андрей Заболотский.

Не менее древнее село на берегу реки Касни, к которому еще недавно и дороги-то нормальной не было. Это село Борис-Глеб, или, как называли его еще столетие назад, Борисоглебское. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века по названию храма стало именоваться и село, которое по возрасту значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года (7). 91 год просуществовал этот храм, ив 1782 году вместо него на средства прихожан был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Пар-фением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749 - 1795). Селом же в это время владели подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о. Петр в храме и умер на 80-м году жизни в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Известно, что этот священник был очень любим прихожанами. До 1844 года храм был высок, с небольшим количеством окон, отчего в нем было темно. В 1844 году на церковные деньги и средства церковного старосты поручика Павла Петровича Иванова был организован ремонт храма. В 1863 году в селе было открыто приходское училище, но уже в 1868 году оно было закрыто. 6 июня 1867 года над селом Борисоглебским разразилась буря, которой с церкви был сорван купол. Ремонт храма был завершен в полтора месяца. До 1881 года в храме служил священник Гавриил Федорович Беляев. Современники отмечают, что был он крепкого телосложения, с прихожанами ласков и приветлив, но на 42 году жизни внезапно умер.

В период с 1837 года по 1872 год в Борисоглебском приходе была 21 деревня. Прихожане - помещичьи крестьяне деревень Кончино, Барсуки, Васьково, Печуры, Светецкое, Ду-бецкое, Остапово, Сутормино, Извозы и других.

Ровно век прослужил прихожанам деревянный храм. 16 мая 1882 года, на Духов день, в 14 часов, в селе вспыхнул пожар. Храм был уничтожен огнем. На его место из села Ильинского (ныне деревня Ярыгино) был перевезен храм во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Храм был поставлен на фундамент сгоревшей церкви и 26 февраля был освящен во имя преподобного Нила Столбенского чудотворца. В новый храм помещица села Милюково Анастасия Михайловна Олонкина пожертвовала иконы Спасителя и Божией Матери. Спустя 14 лет, в 1897 году, рядом был построен двух-престольный деревянный храм с престолами во имя преподобного Нила Столбенского и Нила Сорского.

Перевезенный в село Борисоглебское храм был построен в селе Ильинском в начале XIX века, где служили священники Захарий

Протопопов и Павел Карпов, умерший 5 июля 1826 года. Позже, в 30-40-х годах XIX века, в Ильинском служили священники Василий Чистяков и Адриан Спиридонов. В конце XVIII века село Ильинское принадлежало генерал-майору Алексею Ивановичу Салтыкову, а в начале XIX века - князю Павлу Петровичу Щербатову. Затем селом владела графиня Наталья Павловна Зубова, как, впрочем, и многими округ лежащими деревнями: Колокольня, Черниково, Подъяб-лоня, Черная, Б. Подберезье...(8). Первым же храмом села Ильинское была деревянная церковь, освященная во имя Казанской Пресвятой Богородицы, с приделом во имя святого пророка Ильи, которая была построена в середине XVIII века. Эта церковь была из елового леса, длиной 9 саженей и шириной 6 саженей и 3 аршина, крытая тесом. Венчала церковь одна глава, обитая деревянною щепою, с позолоченным железным крестом. Посередине церкви были царские врата, на которых изображены четыре Евангелиста. По стенам образа Христа Спасителя, святого пророка Ильи, образ Богоматери (болящим радостие), великомученика Иоанна воина, образ Рождества Богородицы и еще 15 образов. К церкви примыкала колокольня с 4 колоколами, самый большой из которых в 11 пудов. В 1767 году эта церковь сгорела, но спустя 6 лет была построена новая церковь, освященная во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Новая церковь была похожа на старую, но несколько меньше (длиной в 9 саженей и шириной 3 сажени 2 аршина), с 9 окнами. Так же, как и сгоревшая церковь, она была крыта тесом и имела одну главу, обшитую деревянной чешуею. Крест железный, позолоченный. Резные царские врата вызолочены, и на них также изображены 4 Евангелиста. Резной иконостас лазоревого цвета, с вызолоченной резьбой. В новом храме было 33 образа. В это время в храме служили священники Доментий Иванов, Достефан Иванов и был один дьякон, два дьячка и пономарь. В приходе церкви было 266 дворов с 1079 прихожанами мужского пола и 1131 - женского пола (9).

Известен еще один храм, освящение которого относится к концу XVII века. Этот каменный храм во имя Вознесения Господня был построен в 1692 году в селе Хотьково, что в трех километрах севернее села Дугино. В конце XVIII века село Хотьково принадлежало графу Н.И. Панину. В начале XIX века в храме служил священник Алексий Георгиевич Попов. А уже в самом начале XX века в селе Хотьково было две церкви. Само село было торговым. В нем находилось 6 лавок, а крупные ярмарки собирались пять раз в году (10).

Какими же были эти древние деревянные храмы XVI-XVII веков? Основным видом деревянных православных церквей, строящихся в этот период на Смоленщине, был «анбар-ный» тип. Церковь представляла собой четырехугольный сруб, над которым возвышался шатер - покрытие в форме высокой многогранной или 4-гранной пирамиды, которую чаще всего венчала небольшая главка с православным крестом. Такой тип церквей в русском деревянном зодчестве применялся и в XVIII веке, но были и отличия, о которых еще будет сказано.

Закончился век XVII, и с политическими переменами, реформами и новыми войнами вступил в свои права век «осьм-надцатый». Старые, древние храмы ветшали, и им на смену строились новые. И если в веке XVII храмы в большинстве своем строились из дерева, то в XVIII веке приблизительно половина всех построенных церквей была из камня. Особенно это относится к периоду правления Императрицы Екатерины II. Строили на многие, многие века, а получилось... Впрочем, не будем торопить события. Сейчас мы в восемнадцатом веке.

В живописном месте на левом берегу Днепра, недалеко от впадения в него речки Людовни, стоит и поныне небольшое село Спас. В былые времена село носило название Спас-на-Днепре, видимо, для того чтобы отличать от других одноименных сел уезда и соседних уездов. В этом селе стараниями священника Романа Исидорова в 1703 году был построен деревянный храм во имя Преображения Господня (11). Этот священник и стал первым настоятелем храма. Спустя 92 года вместо обветшавшего деревянного храма на средства «...Его Сиятельства генерал-аншефа и разных орденов кавалера» графа Петра Ивановича Панина был построен каменный храм во имя Преображения Господня. Храм был построен в стиле классицизма с элементами барокко. Эти элементы частично сохранились на плоских ленточных обрамлениях. С начала XIX века до 40-х годов в этом храме служил свяще